Виталий Хоменко публикует статью
14 апреля 2014, 17:57
137
Анонс:
Курсовой коллапс. Как спасти гривну?

Курсовой коллапс. Как спасти гривну?

 Чем дольше страна страна с неконтролируемой инфляцией поддерживает стабильность своей валюты, тем выше вероятность очередной валютно - финансового кризиса. Об этом на страницах Экономической правды пишет экс-замглавы Национального банка Украины Александр Савченко.

«Уже достаточно давно в отношении валютного курса я сформировал два экономические закона.

Закон № 1. Чем дольше страна с неконтролируемой инфляцией поддерживает стабильность своей валюты, тем выше вероятность очередной валютно-финансового кризиса и тем более разрушительным он будет. Почти четыре года курс составлял 8 - сейчас 13! Это яркое доказательство действенности этого закона», - отмечает экономист.

По его словам, политика «стабильного» ​​курса ведет к внешнеторговым дисбалансам. «Постепенно начинает накапливаться торговый дефицит. Может быть и наоборот — профицит, как в Китае и России. Когда дефицит счета текущих операций достигает критического значения - 10-12 % ВВП страны, как правило, начинается не только финансовый, но и экономический кризис.

Дело в том, что стабильный нерыночный курс уже после нескольких месяцев его очередной стабилизации начинает давать рынку неправильные сигналы относительно инвестиционных стратегий бизнеса. Бизнес вкладывает деньги и развивает не самые выгодные для него направления. Когда надо производить и экспортировать, он импортирует и наоборот. В тех секторах, где нужно только импортировать, предприниматели начинают развивать собственное производство. Кроме перечисленных негативов, стабильный курс приводит к тотальному недоверию к национальной валюте и одновременно создает иллюзию валютной стабильности . Люди, бизнес и правительство забывают о валютных рисках», - подчеркивает Савченко.

Эксперт отмечает, что политика стабильного курса ведет к тотальной долларизации Украины, где только у населения, по его оценкам, сосредоточено около 60 млрд долл. «Не следует забывать, что когда мы используем чужую валюту для расчетов или сбережений, то беспроцентно кредитуем чужие страны. Сейчас бедные украинцы выступают кредиторами США и ЕС. На этом кредитовании мы теряем около 10 млрд грн в год. Больше, чем от завышенных цен на газ!» - предупреждает банкир.

«Закон № 2. Уровень недооценки национальной валюты относительно ее паритета покупательной способности показывает уровень развития общественных институтов страны и компетентность их руководства, особенно центрального банка и Минфина.

То есть если финансовые институты очень компетентны, то и валюта переоценена - для примера можно взять Норвегию, Швейцарию или Японию. Если институты некомпетентные, то валюта недооценена, как в нашем случае», - говорит эксперт.

Он считает, что украинская валюта — самая недооцененная в мире, поэтому Украина не способна проводить экономические реформы, в том числе - в сфере валютного регулирования. «На все кризисы мы отвечаем глубокой девальвацией и инфляцией. Такая валютная политика потом «помогает» нам выходить из кризиса за счет простых украинцев, чьи сбережения обесцениваются, а доходы тают.

Однако ситуация на валютном рынке в последние два месяца полностью вышла из-под контроля финансовых властей Украины. Причем главная причина не только в дестабилизации политической и социальной ситуации со стороны России. Проблема в тотальнойнекомпетентности финансовых институтов власти в Украине.

Начнем с плавающего курса. Плавающий курс — это элемент монетарной политики инфляционного таргетирования. Без введения другого якоря стабильности это ведет к распаду валютно-финансовой системы, особенно в условиях неконтролируемой эмиссии, что сейчас и происходит в Украине», - отмечает Савченко.

Экс-замглавы НБУ выступает за скорейший переход к плавающему курсу . Однако, по его словам, сначала - один -два года - плавание должно быть управляемым , а затем свободным. «Когда говорят о свободном плавании, то не исключают каких-либо валютных интервенций центрального банка, однако они должны быть не периодическими и объяснимыми, то есть должны решаться определенные разовые, ситуативные проблемы. На подобные интервенции идут даже такие либеральные страны, как Швейцария и Япония.

Думаю, в условиях плавающего курса логично и правильно требовать от финансовых властей страны стабильности цен, т.е. взятие под контроль инфляции. Причем на первом этапе - один- два года - я рекомендовал бы ввести мягкое инфляционное таргетирование , которое соответствовало бы управляемому, свободному плаванию курса гривны.

Под мягким инфляционным таргетированием я понимаю как достаточно высокие уровни инфляции, но не выше 10 % , так и гибкие границы такого таргетирования, например, на 2014 год я рекомендовал бы НБУ установить цель по инфляции 8-10 %, - советует эксперт.

По его словам, после переходного периода нужно переходить к более жесткому таргетированию инфляции, как по уровню - не более 5 %, так и за пределами - отклонение не более одного процентного пункта. «Понятно, что для внедрения политики инфляционного таргетирования нужны институциональные и кадровые предпосылки. Со вторым понятно: центральные банки и министерства финансов - это органы денежных властей, где во всех цивилизованных странах сосредоточены теоретики и интеллектуалы. НЕ организаторы, не руководители, не политики, а именно интеллектуалы с высокой теоретической подготовкой и практическим опытом», - говорит он.

По мнению Савченко, важнейшими институциональными предпосылками являются независимость центрального банка, прозрачность всех его действий, внедрение рыночных цен на все услуги ЖКХ, реформирование фондового рынка, повышение финансовой грамотности населения.

«Чтобы не выглядеть теоретиком, перейду к практическим рекомендациям НБУ, Минфина и Минэкономики. Ошибки сделаны, причем столько, что их хватит на разрушение более прочных финансовых систем, чем украинская. Не буду перечислять, главное сейчас - исправить их и не делать новых.

1. Всеми доступными инструментами убрать излишнюю ликвидность с денежного рынка. Речь идет о минимум 15 млрд грн.

2. Поднять ставку рефинансирования коммерческих банков до 30%, а размещение депозитов в НБУ - до 40 %.

3. Внедрить систему торможения валютных платежей по капитальным операциям - Т +5 , для всех валютных платежей по коммерческим операциям - Т +2 .

Двух дней должно хватить для полного контроля за сотней крупнейших заявок на покупку и продажу валюты. На таких заявках должна стоять подпись не только ответственных лиц НБУ, но и министра экономики и главы таможенной службы.

Они должны отвечать за возврат валютной выручки, а также вместе с налоговой службой - за фиктивные сделки, которые используются для бегства капитала.

4. Провести экспресс-аудит капитала всех банков и ввести государственную гарантию - за минимальную плату - банкам по межбанковским кредитованием на сумму подтверждения капитала каждого банка . Это должно разблокировать межбанковский рынок и уменьшить гривневую ликвидность банковской системы , а следовательно - давление на курс.

5. Немедленно собрать крупнейших экспортеров и импортеров с участием таможни, налоговой и прокуратуры с целью восстановления денежных потоков.

6. Отказаться от налогообложения депозитов и налога на безналичный обмен валют.

Эти и другие меры должны вернуть курс гривны к экономически оправданному значению, который находится в коридоре 9,5-10,5 грн за долл. Если руководители НБУ, Минфина и Минэкономики не способны понять и овладеть за два - три дня экономические, финансовые и монетарные механизмы, они должны уйти в отставку», - резюмирует Савченко.

Юридическая фирма "Барристер"Виталию Хоменко это нравится
Улучшить сайт Соцсети